Цветы как часть произведения искусства
Одним из самостоятельных жанров в живописи является натюрморт. Как правило, это изображение неодушевленного предмета, но только истинному творцу подвластно отразить через материальный мир вещей разные стороны жизни людей, их характеры. При помощи перспективы, пропорций, объема, света в натюрморте возможно реалистично передать красоту и нежность первого цветка, и обреченность увядшего.
Окружающая природа всегда вдохновляла художников, поэтому цветы стали излюбленным объектом многих живописцев. Их можно увидеть на полотнах великих творцов, работавших в разных жанрах, но особенно ярко они показаны в натюрмортах. Неординарные образы, сложные переплетения форм, необычные цветовые решения и особенности материала – все это привлекает художника. И чем точнее живописец передает свои эмоции, тем больший душевный отклик у зрителя получает картина.
Казалось бы, какую красоту можно рассмотреть в хаосе веток, листьев и цветов? Как увидеть среди беспорядочного множества растений совершенный силуэт, гармонию, колористический строй? Как раз с такими сложностями в изображении букета сталкивается живописец. И от того, как он выстроит композицию, какой задаст ритм, что выдвинет на первый план, а какие детали отойдут на второй, как лягут тени и свет, зависит восприятие картины в целом.
Так, например, считается, что одни из самых красивых картин с цветами создавал нидерландский художник, мастер натюрморта Ян Ван Хейсум. Играя на световом контрасте, он с большим мастерством, подобно балансирующему канатоходцу, подбирает цветовые решения так, что цветы, практически оживая, раскрывают перед зрителем все величие природной красоты. «Мальвы» Ван Хейсума вызывают непередаваемое чувство восторга и восхищения талантом живописца, и, в конечном счете, возникает впечатление, что букет мальвы растет в естественной для него среде, а не сорван и поставлен в вазу на столе вместе с другими цветами.
В своих натюрмортах Эдуард Мане демонстрирует не только мастерство живописца, умеющего работать с природным «материалом». В них проявлены его творческие задатки композициониста. Его работы «Ваза с цветами», «Белая сирень в стеклянной вазе» удивительно просты и лаконичны. Они поражают искренностью, чистотой вдохновения, в них много звука и света. Это выделяет его как мастера, чье искусство насыщено солнечным утверждением жизни.
Очень любил писать цветы Ренуар. К примеру, небольшой натюрморт «Анемоны» передает нам не только их очевидную красоту и форму, но, кажется, и сущность. Импрессионист Огюст Ренуар добавил в картину всего чуть-чуть: несколькими мазками он наполнил натюрморт светом и воздухом. Ренуар использовал цветы не только в натюрмортах, но и в жанровых композициях. Поэтому создается впечатление, что цветы – это заключительный аккорд на полотне мастера.
Стоит также сказать и пару слов о русской школе натюрморта. Какие цветы преобладают на полотнах русских художников, каково построение композиции? В России натюрморт с цветами воспринимался как акварель с изображенным на ней букетом. Наибольшее количество таких работ у подвижников. Свобода жанра предполагает искренность, уход от канонов в пользу живописности. И как результат, ставшие уже хрестоматийными работы В.Д. Поленова «Букет цветов», И.Н. Крамского «Букет цветов. Флоксы», «Розы». Зритель наслаждается объемом каждого листочка. Скромные натюрморты И.И. Левитана с изображением исконно русских растений («Васильки», «Сирень», «Лесные фиалки») дарят зрителю эстетический экстаз.
Натюрморт передает музыку линий и буйство красок, разнузданность форм. Талант творца сочетать несочетаемое, играть нюансами цвета ведет мастера к новым решениям, а зрителя – к новому восприятию целой гаммы эмоций, умело переданных посредством цветочного натюрморта.