Язык цветов: о чем говорят цветы на картине?
Передать на холсте краски живой природы доступно не каждому. И не каждый художник одарен талантом изобразить говорящие цветы.
Природа разговаривает с нами посредством красок и форм. И одна из целей живописи – донести это до нас, помочь понять. И здесь на помощь живописи приходит колорит. Цвет всегда связан с предметом, но откуда тогда эта удивительная игра светотени на поверхностях предмета и каково происхождение цветовой гармонии в природе?
Цветы умеют разговаривать, понять их и легко, и трудно одновременно. Распространено мнение, что можно создать цветовой язык и сразу станет все понятно, трудности все исчезнут. Но нельзя создавать новое, не изучив работы классиков, таких мастеров, как Тициан, Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Вермеер, Иванов, Суриков, Врубель, Мане, Сезанн. Эти художники умели разговаривать с цветами и на основании этого они создали ряд колористических открытий, прикоснувшись к тайному источнику знаний.
О чем нам могут рассказать цветы? Говорят они не о себе, а о сокровищах внутреннего мира, о духовности. Даже самый маленький, самый незаметный цветок несет свое послание нашему суетному миру. Обратите внимание: сначала это послание скрыто в бутоне цветка, но достаточно лишь раскрыться тому великолепию, что внутри, и все кругом замирает… И только человек способен понять, о чем ему говорят цветы. Послания цветов сведены к одному короткому изречению, в них нет ничего личного и они не содержат научных понятий или философских утверждений.
В таком случае, какова миссия художника? Что он хочет донести до нас, изображая цветы? На картинах, как правило, цветы стоят в вазе на столе, композиционно образуя натюрморт. Таким образом живописец говорит, что в его картине все обычно и нет никакого особенного, сверхчувственного понимания.
А если это не натюрморт, а другой тип картины, в котором цветы свободны от условностей физического мира, они возникают из пустоты и темноты пространства. Это уже не только другой стиль – это и другое послание.
Вникать в знаки говорящих цветов – увлекательнейшее занятие. Художнику, рисующему цветы, понятен их язык. В данном случае он выступает в роли посредника между духовным миром и зрителем. С помощью представлений о форме, пропорциях, цвете, количестве, ракурсе живописец передает нам сообщение. Читая перевод художника, обратите внимание на цвет: если это белый, то речь идет об исцелении. Учитывайте цветовые нюансы, и можете заметить то, что один из лепестков цветка изображен светло-желтым. Светло-желтый в натюрморте означает свет. Чтобы стать одинаково белыми, лепесткам нужно некоторое время. Следовательно, здесь присутствует намек на длительность и временную продолжительность.
А теперь посмотрим на форму цветов: стебель одного прямой, а у другого изогнут. А если соединить все вместе, то получаем послание: «Для исцеления повернись к свету».
Вот так с нами разговаривают цветы прямо с картины. И когда мы подходим к полотну, на котором изображены цветы, перед нами возникает послание, имеющее свой потаенный смысл. И его можно, если потрудиться, прочесть. Цветы говорят с нами с полотен художника. Общение с прекрасным и изучение картин – это уже в своем роде исцеление светом.