Символизм в натюрморте
Ещё в древнем Египте в орнаменте стали появляться цветы. А в древней Греции цветочный символизм стал проникать и в мифологию и в скульптуру. Достаточно вспомнить лавровый венок, которым награждали посетителей или миф о Нарциссе. В Ветхом завете мы помним, что в клюве у голубя, который вернулся к Ною была оливковая ветвь, а в Новом завете вспоминается притча о Смоковнице. Так и началось: от простых цветочных узоров к античным придам и мифам, а потом наступили Средние века и эпоха Возрождения. И цветы в натюрморте стали сначала символом в иконе или фреске, а потом оформились в самостоятельный жанр. Но символизм натюрморта остался.
Индийская, Персидская Китайская и Японская живопись придавала цветам своё важнейшее значение. Достаточно вспомнить ветку Сакуры.
С распространением Христианства многие символы античного мира поменяли или дополнили своё значения. Некоторые старые символы стали восприниматься по новому. С точки зрения традиций Европейского искусства всё, что было написан в Библии нашло трактовку и в натюрморте.
Самый древний символ христианских общин не крест, как думают многие, а рыба. Именно рыбу рисовали на стенах, где собирались первые общины христиан. А те цветы и фрукты, которые были описаны в Библии стали символизировать ту или иную грань христианской жизни.
Так яблоко стало символом грехопадения. Именно его Ева дала Адаму. Символом стыда стал фиговый листок. А Вино и виноград стали символом искупительной жертвы Христа. Так же и хлеб, который Иисус Христос переламывал сначала чтобы накормить людей, а потом и с вином предлагал как тело и кровь свою. Таким образом хлеб и вино стали символом тела и крови Христовой.
Оливковая ветвь, принесённая в клюве голубя стала символом мира. Голубь принёс ветвь в знак того, что потоп окончен и люди снова могут жить на земле.